ЛЕТНИЙ САД



Главная

История

Скульптуры

Фонтаны

Грот

Сссылки

Скульптуры

Летний сад - богатейший музей садово парковой скульптуры. В наши он многих привлекает своей старинной мраморной пластикой. Статуи и бюсты, Украшающие аллеи и площадки,появились здесь в первой четверти XVIII века.

В России до начала XVIII века светской пластики почти не было. В Летнем саду, на Школьной аллеи есть статуя, условно названная исследователем Ж. А. Мацулевич ''Нимфой Летнего сада''. Очевидно она и есть копия Нимфы леса, созданная неизвестным римским скульпторам с оригинала. Нимфа типична для раннего борокко. Молодая женщина опирается на высокий пень, на нём внизу крупные листья и распустившийся цветок. Это атрибуты дриад. Они жили в лесах среди листвы и цветущих деревьев. Исследователи считают эту статую од ной из самых ценных приобретений для Летнего сада.

У Петра I в Летнем садубыла создана уникальная кол-лекция статуй и бюстов. В первой половине XVIII века их насчитывалось около 200. После Петра коллекции постепенно стала разобщатся: одни статуи увезли в Царское Село, в Павловск,другие попали в Эрмитаж.Много статуй погибло особенно в XIX веке. В настоящее время в Летнем саду находится 92 скульптуры, из них 87 стоят на аллеях, в том числе несколько - позднего времени.

fall

Пластику Летнего сада можно разделить по тематике на следующие группы : персонажи античной мифало - гии; греческие и римские императоры, учёные и философы древнего мира; скульпторы, позволяющие в аллегорической форме пропагандировать важные для России общественно - политические события, прославлять преобразовательную и воинскую деятельность Петра I, и, наконец познавательно - развлекательная скульптура - ''Круговорот суток'' скульптура Д. Бонацца, сохранившееся до наших дней. Из первой группы в настоящее время в саду имеются бюст Аполлона работы П. Баратта и копия античной скульптуры Аполлона Бельведерского, выполненная в конце XIX века. Среди зелени, под сенью деревьев стоят статуи муз: Талия, Эвтерпа, Терпсихора, Нимфа воздуха. На аллеях и площадях сада можно увидеть статуи известных в то время мастеров: Флору, Помоны и Сатурна, бюст Вахта, Немезиду, Беллону, Сивилу Дельфийскую, сивилл Ливийскую и Европейскую.

Среди скульптурных изображений персонажей древних мифов особенно выделяются художественным совершенством моделировка форм, тонкостью и изысканностью рисунка и композиции, одухотворенностью образов Минерва, Церера, Беллона и группа '' Амур и Психея.'' Эту группу в 1719 году приобрел Ю. Кологривов и писал о ней с большим восторгом.

Стилестическое исследование группы ''Амур и Психея'' и некоторые косвенные архивные документы привели исследователей к выводу,что эта скульптура была исполнена неизвестным талантливым мастером школы Бернини.

К группе портретных скульптур относятся бюсты Александра Македонского работы скульптора П.Баратта; Цезаря; Августа- первого римского императора, покровителя литературы, искусств и наук, за что время его правления называли'' золотым веком римской литературы''; Траяна Римского императора, при котором были построены в Риме здания замечательной архитектуры. Кроме перечисленных в саду стоят портретные бюсты Марцелла, Нерона, Клавдия, Яна Собеского и другие. Скульптурные изображения философов и ученых древнего мира способствовали распространению наук, пропаганде культуры.

На портере в северо - западном углу сада стоят бюсты древнегреческих философов: Демокрита - ''в шапочке и меховой тоге'', Гераклита - ''в драпировке, покрывающей голову'', и другие. Бюсты римских императоров, учёных античного мира и многие другие скульпторы Летнего сада пока остаются безымянными. К аллегорическим скульптурам в саду относятся, прежде всего, группа Ништадский мир, статуи Слава, Навигация, Архитектура и четыре фигуры, изображающие Искренность, Истину, Милосердие, Правосудие. Аллегории последних четырёх статуй были призваны прославлять самодержавие и добродетели монарха, утверждая абсолютизм.

Ништадтский мир, Слава, Правосудие, Милосердие-работы П. Баратта. Исследуя стилистические особенности произведений этого скульптора, можно предполагать, что статуи Навигация и Архитектура тоже исполнены им. Пьетро Баратта наиболее ярко выражал позднебарочный стиль. Не может вызывать сомнения, что статуя Навигация была заказана для русского царя. На развернутом листе карты, которую держит в руках Навигация, изображен Скандинавский полуостров с названиями стран, а на месте Петербурга рельефно выделен солнечный диск в виде лица. То же можно сказать и о статуе Архитектура, стилистические черты которой очень близки к изображаемым скульптором женским фигурам. Аллегория этой Статуи представляет бурное строительство в стране новых городов и портов.

Имеется архивный документ, освещающий историю приобретения скульптуры Ништадтский мир. В 1726 году С. Рагузинский писал интенданту Б. Неронову о данном ему государем задании заказать в Венеции в мраморном изображении заключение ''с коронною швецкого вечного мира. '' И одновременно были заказаны еще две статуи - Слава и Храбрость воинская. За все он (Рагузинский) уплатил 800 рублей, скульптуры были приняты и установлены в Летнем саду.

Какое-то время скульптурную группу Ништадтский мир называли Мир и Изобилие. Но как видим, аллегория скульптуры посвящена знаменательному для России событию победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Поэтому скульптурная группа Ништадтский мир и должна так именоваться. Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.

Скульптурная группа Ништадтский мир в настоящее время установлена на высоком гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца. Своим мягким живописным силуэтом белоснежная мраморная скульптура прекрасно вписывается в набережный ландшафт сада.

Композиционным и смысловым центром группы является величаво сидящая Аллегорическая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом, олицетворяющая собою Россию. У ее ног находятся щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности.

Другая аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа, своими широко раскрытыми крыльями напутствует и оберегает сидящую фигуру. Это Ника, богиня победы, венчает Россию лавровым венком, в руке она держит пальмовую ветвь-символ мира, а ногой по - пирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию.

Лев лапой придерживает картуш с надписью на латин - ском языке: '' Велик тот, кто дает , и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить мо - ет''. Девиз истинно великих, благородных личностей, ко- торые не теряют присутствия духа и при поражениях, которые не теряют присутствия духа , и при достижении вершин славы. Он как бы уменьшает, смягчает неизбежную пропасть между победителем и побеждённым.

По совершенству композиции, пластическому решению,по глубине проникновения в идейно-эмоциональную сущность аллегорических образов скульптурная группа Ништадтский мир принадлежит, пожалуй, к лучшим образцам садово-парковой скульптуры XVIII века. В Летнем саду имеется бюст шведской королевы Христины (правила в 1644-1649 гг.). Долгое время он не был атрибутирован. А за изображение Христины принимали бюст жены Яна Собеского Марии Казимиры.В 1950-х годах на основании проведённого исследования были сделаны правильные атрибуции, которые подтвердила приезжав шая из стокгольмского национального музея научный сотрудник Ева Хофф.

В первой половине XVIII века декоративная скульптура стояла преимущественно в первом парадном саду ив Гроте. Примечем устанавливалась она на аллеях в соответствии с требованием стиля - в строгом порядке, чередовании: статуя, бюст - статуя и т.д. От такого расположения создавалось особое зрительное восприятие скульптур - как белой волнистой линии на фоне зелёного сада.

Сравнивая аллегории скульптур с аллегориями живописи, интерьеров и барельефов, украшающих фасады Летнего дворца, живописью триумфальных во рот, посещавшихся определенным событиям, главным образом военным и политическим, с театральными постановками той поры, мы везде видим повторение одних и тех же аллегорий, мифов, героев и исторических эпизодов древности, служивших прославлению России и её военных побед, возвеличиванию личности Петра I, его талантов и т.п. Очевидно, в соответствии с этими идеями была расставлена скульптура.

Однако со временем скульпторы в саду переставлялись. Расстановка скульптур, относящаяся к XIX веку, совсем не отвечала требованиям и задачам, какие предъявлялись к искусству петровского времени, статуи и бюсты в саду оказались расставленными произвольно.

В 1956 году был составлен совмещённый топографический план по описям 1728, 1736, 1771, 1794-го и более поздних годов, и на основе полученных данных произведена перестановка всей пластики, которая в какой-то мере приблизила её к типографии петровского времени.

Удалось выяснить, то сохранившаяся скульптура в Летнем саду за небольшим исключением - петровского времени и что она была сосредоточен главным образом на территории парадного сада, там же, где и теперь.

Созданный в начале XVIII века уникальный комплекс скульптуры Летнего сада сыграл в своё время исключительную роль в развитии светской объемной пластики в России, эстетическом воспитании, а также пропаганде искусств, наук, служивших основными целями и идеями государственных, военно - политических, экономических и культурных преобразований.

в начало
Сайт создан в системе uCoz